5. Менуэт в двух частях


В те времена (далекие уже), когда я учился в музыкальной школе, мой преподаватель принес на урок сборник пьес Баха в обработке для классической гитары какого-то венгерского музыкального издания. Я был по натуре попрошайка, когда касалось интересных нот, поэтому, выпросив на два дня этот сборник, аккуратно переписал его в новую нотную тетрадь. Пьесы были несложные и первым произведением, которое меня поразило и сделало на некоторое время фанатом баховской музыки, был Менуэт, ноты которого я и представляю на этой странице.

Это произведение еще долго было в моем личном репертуаре. Правда, обработка там была немного другая и посложней. Звучала отменно, выразительно, чувственно. Я очень гордился этой пьесой и часто ее исполнял по случаю и без случая.

Надеюсь, она вам понравится и в данной аранжировке.

Ноты Менуэта Иоганна Себастьяна Баха:

Для гитары Бах

Нотный текст в хорошей редакции, с темповыми и динамическими знаками, которые помогают правильно исполнять произведение, понять наиболее точно замысел композитора.

Напоминаем некоторые из таких знаков.

  • Динамический знак mf означает звучание пьесы в данном месте и далее (до следующего знака) «не слишком громко«, указание mp, наоборот, предписывает играть «не слишком тихо» (но все же тише, чем mf).
  • Динамический знак > означает постепенное снижение громкости звука на протяжении зоны его написания. Обратный знак < подсказывает о постепенном увеличении уровня громкости произведения.

Все также, как ездить на машине по незнакомым улицам и обращать внимание на дорожные знаки! И не только обращать внимание, но и стараться выполнять их предписания. Тогда все будет легко и без аварий!

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Полифонические пьесы Баха | Метки , , , , , | Добавить комментарий

3. Бах И.-С.: Сарабанда

Сарабанда

На этой странице представлена композиция, которая широко известна среди гитаристов — Сарабанда. Конечно, она имеет невообразимое количество обработок для гитары, одну из которых вы и видите перед собой.

Что такое за слово «сарабанда»? Это — старинный испанский танец XVI века, который в XVII-XVIII веках широко распространился по Европе и считался бальным танцем. Танец медленный, чопорный, с раскланиваниями и женскими реверансами. Размер чаще 3/4 (иногда 6/4) с характерным акцентированием 2-й доли такта.

Сарабанда была одной из обязательных частей больших музыкальных произведений XVIII века. Например, в сюитах Баха, Генделя и других композиторов сарабанда занимала обычно III часть.

Ноты одной из сарабанд

Бах И.-С.: Сарабанда — ноты обработки для классической гитары:

Сарабанда Иоганна Баха

 

Некоторые рекомендации по игре сарабанды

Нотный текст соответствует всем канонам нотной записи, чтобы можно было без труда разбираться с характером произведения, его динамикой, темпом, аппликатурой, артикуляцией и позицией исполнения.

Первые три аккорда исполняются приемом арпеджиато, то есть нужно мягко провести по указанным звукам аккордов большим пальцем правой руки, начиная с басовых струн, создавая эффект быстрого перебора. Этот прием еще несколько раз встречается в тексте (обозначен волнистой вертикальной чертой перед аккордом).

Не забудьте про характерное для пьес такого жанра выделение второй доли такта, о котором говорилось выше.

Обязательно ознакомьтесь со значениями тех символьных обозначений (>, <, BII, BV, BVI, BVII) или надписями в нотном тексте (cresc., plu, mf, f и так далее), если никогда раньше их не встречали. Об этом можно найти информацию в любом самоучителе на гитаре, который найдете в Интернете. Например, на сайте guitarbloknot.ru, задав искомое обозначение в окне поиска по сайту.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика НОТЫ ГИТАРИСТУ | Метки , , , , | Добавить комментарий

7. Иоганн Кригер (Johann Krieger)(1652-1735).


Немецкий композитор и органист эпохи барокко Иоганн Кригер родился в немецком городе Нюрнберге и происходил из семьи ткачей. У него был старший брат, Иоганн Филипп, также известный композитор. Примечательно то, что жизнь обоих братьев проходила по одному сценарию, а в 1671 году они оба учились в Цайце композиторскому делу.

Дальше их музыкальная судьба также имеет много схожестей (занимаемые должности, карьерная лестница при дворах), только в разных местах (правда, совсем недалеко друг от друга). Иоганн с 1682 года и до самой своей смерти обосновался в Циттау, где руководил хором и органной музыкой при церкви Св. Иоганна. Это было хорошее место: центр города, несколько органов, прекрасный хор, много прихожан. Оно нравилось Иоганну и поэтому он свою должность не сменил до конца жизни.

Примерно с 1684 года композитор стал издавать свою музыку. Музыка Кригера ставится в один ряд с известными композиторами того времени, а его клавесинные сочинения высоко ценил Г.Ф.Гендель. К сожалению, многие произведения Кригера были безвозвратно утеряны при пожаре в Циттау в 1757 году.

Представляем известный в среде гитаристов менуэт И.Кригера (ля минор). Думаем, что вам будет интересно послушать его в следующем видео, где он исполняется на лютне эпохи барокко.

А теперь ноты произведения, по которым вы можете сами сыграть эту красивую музыку.

Старинный менуэт

Окончание старинного менуэта Кригера

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Композиторы - современники И.С.Баха | Метки , , , | Добавить комментарий

4. Маленькая пьеса

Неизвестная пьеса.

Нашел среди своих нот отрывок (вернее, обрывок) неизвестной пьесы Баха без начала и конца, и решил ее обработать, при этом «придумав» всю концовку (которую просто оторвали). Источника я не стал искать, потому что не знал никакой, кроме тональности, отправной для поиска информации. И назвал этот отрывок сочинения «Маленькая пьеса«, каковой она и получилась.

Ноты и табулатура пьесы.

Пьеса Баха для гитары

Рекомендации по исполнению.

Основная сложность при исполнении обработки — научиться воспроизводить «чистые» звуки при постоянных сменах позиций с взятием аккордов, в том числе и приемом баррэ.

Темп исполнения не высокий, но это еще больше накладывает ответственность на музыканта за получение хороших звуков и аккордов.

Первый аккорд в пьесе сыграйте арпеджиато — это красивый прием многих струнных музыкальных инструментов и его обязательно нужно научиться играть (часто применяется как в сольной игре на гитаре, так и в аккомпанементе).

Арпеджиато в данном случае — то же восходящее арпеджио из четырех звуков, которое нужно очень быстро исполнить, добиваясь ясности и ровности всех этих звуков. И это должен быть как один рывок (атака на струны) чуть поднапрягшимися пальцами правой руки, участвующих в приеме. И бас, и все остальные звуки исполняются приемом тирандо.

Послушайте МИДИ ПЬЕСЫ и желаю успеха в ее собственном исполнении. (В миди арпеджиато нет).

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Полифонические пьесы Баха | Метки , , , , , | Добавить комментарий

2. Обработка для гитары: «Прелюдия ре-минор Баха».

Обработка для гитары прелюдии Баха.

Довольно непростая обработка для гитары самого Андреса Сеговии: «Прелюдия ре-минор Баха».

Но все же мне пришлось немного ее подредактировать (все обозначения красным цветом в нотном тексте — редакция администратора сайта):

Для гитары обработка БахПрелюдия ре минор Баха для гитарыОбработка для гитары прелюдии ре минор Баха  Продолжение (лист 4) прелюдии ре минор Баха для гитарыПродолжение прелюдии в обработке для гитары Баха (лист 5)Окончательные такты обработки прелюдии для гитары Баха ре минор

 Рекомендации по игре и чтении нот.

Некоторые рекомендации по игре и объяснение обозначений нотного текста прелюдии:

  • Играйте арпеджио прелюдии приемом тирандо, а бас, по возможности с опорой на соседнюю струну.
  • Выделяйте мелодию баса везде.
  • Обозначение типа BV———/ означает прием баррэ на пятом ладу грифа гитары, а пунктирная черта ограничивает зону баррэ.
  • Обозначение, например, III поз. означает игру пальцев левой руки в пределах третьей позиции на грифе гитары (первый палец левой руки находится или может находиться на третьем ладу).
  • Если в обозначении баррэ присутствует дробь, например, 1/2ВII, то, значит, нужно прижать всего три или четыре (по ситуации) струны приемом полубаррэ.
  • Обозначение трех красных восклицательных знаков (!!!) в нотном тексте обращает ваше внимание на трудность момента, так как в этом месте присутствует некоторая растяжка пальцев левой руки, когда пальцам, находящимся в определенной позиции, придется поднапрячься и расширить свою традиционную четырехладовую (по количеству играющих пальцев левой руки) ширину захвата.
  • Длинные знаки < или > под нотным станом — это динамические изменения при игре (первый — постепенно увеличивать громкость от такого-то места, где он начинается и до места, на котором он кончается, а второй, соответственно, уменьшать громкость воспроизведения).
  • Латинские буквы под нотным станом (mf, f ) означают также динамические оттенки (первый — играть не очень громко, второй — громко).

Послушайте МИДИ записи.
Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика НОТЫ ГИТАРИСТУ | Метки , , , , , | Добавить комментарий

3. Разучим Гавот Баха.

Будем повышать уровень мастерства на гитаре.

Думаю, что в разделе «Полифонические пьесы Баха» мы можем шагать побыстрее в смысле возрастания сложности представляемых произведений.

Последовательно и добросовестно разучив пьесы предыдущих разделов («Одноголосные пьесы» и «Двухголосные пьесы»), мы можем себе позволить здесь более решительные эксперименты по повышению своего исполнительского уровня игры на гитаре.

Для этого разучим, например, Гавот Баха, значительно сложнее предыдущих пьес. Но сначала еще несколько слов о таких пьесах Баха, обработанных для гитары.

В полифонии Баха нет простых произведений для гитариста.

Я пишу эту статью и ощущаю себя так, как будто диссертацию защищаю…

Нет, кроме шуток, написать такой заголовок — это как бы сказать, что для фортепиано или органа полифонические произведения композитора до бессовестности просты.

Отметаю напрочь такую интерпретацию моего заголовка, потому что хорошо знаю и понимаю, как Бах и его произведения сложны для современных музыкантов, среди которых возникает много споров по исполнению многих пьес.

Как известно, композитор не утруждал себя какими-то указаниями в рукописном нотном тексте насчет того, чтобы музыкант лучше его понимал: не расставлял знаков динамики, не указывал фразировку, мест перемены темпа, не обозначал акцентов и тому подобное, что было принято в его время). Это облегчало бы работу музыковедов и исполнителей наших дней.

Вы понимаете суть всего выше написанного?

Бах — это серьезно и его нельзя воспроизводить лишь бы как. И такое понятно для каждого музыканта, который играет его пьесы по оригиналу (органист, пианист, виолончелист и др.).

А играть то же самое в обработке — ответственно вдвойне, если относиться к этому с такой же серьезностью. Отсюда — такой заголовок.

Ноты пьесы.

На этот раз, как я уже обмолвился выше, разучим обработку одного из «гавотов» композитора. Гавот — это древний французский танец и во многих крупных музыкальных сочинениях прошлого он включался, как отдельная часть.

Древний танец гавот Баха в обработке для гитары

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Полифонические пьесы Баха | Метки , , , | Добавить комментарий

2. Миниатюра Баха.


Разучите следующую небольшую пьеску, прямо-таки, как я ее назвал, миниатюра Баха, даже миниатюрка, потому что обнаружил отрывок нот для фортепиано, скорей всего, из какого-то большого произведения без названия и роду-племени, но мне понравившийся своей жизнерадостностью и светлостью и мне пришлось назвать его так самому при обработке для гитары.

Пьеска в обработке для гитары

В такте №3 линии между нотами означают скольжение пальцев по струнам при переходе от одного звука к другому (прием глиссандо, или слайд по-современному).

На протяжении всей пьесы в мелодической ее части — триольные ноты (три восьмых ноты на один счет). При триольных восьмых нотах счет нужно вести восьмыми долями, например, «раз-два-три», где на каждый счет играется одна из трех нот триоли).

Аппликатура левой руки обозначена почти везде, постарайтесь придерживаться ее.

В правой руке придется разобраться самостоятельно. Двойные ноты в верхнем голосе играются, в основном, пальцами m/i (если струны соседние). И только в такте №2 в последнем двухзвучии нижний звук (Ре) возьмите большим пальцем.

Обязательно чередуйте пальцы правой руки в мелодии (ее одиночные ноты). Играть одним пальцем подряд в гаммообразной последовательности нот — грубейшая ошибка!

Послушайте МИДИ пьески и разучите ее.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Полифонические пьесы Баха | Метки , , , , , , , | 1 комментарий

6. Томазо Альбинони (Tomaso Albinoni) (1671-1750).


Томазо Альбинони, соотечественник и современник Вивальдиродившийся и умерший в Венеции, — скрипач-виртуоз и композитор,  чьи инструментальные сочинения были высоко оценены Иоганом Себастьяном Бахом, который переписывал их для собственного использования, как, впрочем, и сочинения Вивальди.

О жизни композитора в молодые годы сохранились довольно скудные сведения, неизвестно, у кого он учился музыке, но известно то, что происходил из довольно не бедной семьи и в течение жизни не стремился получить какие-нибудь высокие должности, довольствуясь тем, что имел и занимался музыкой и своими сочинениями в свое удовольствие.

До 41 года под своими произведениями подписывался не иначе, как «венецианский любитель», хотя им написаны не только симфонии, скрипичные концерты, сонаты, но и оперы.

К сожалению, до нас дошли далеко не все сочинения композитора, но в последнее время интерес к нему заметно повысился, его концерты и сонаты звучат в концертных залах и записываются в студиях.

Для простого человека (имеется в виду «не музыканта) Альбинони известен, прежде всего по популярному «Адажио Соль минор», кусочек из которого я намерен привести в нотах в обработке для гитары:

Ноты отрывка Адажио Альбинони

Послушайте МИДИ АДАЖИО и вы сразу узнаете это произведение.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Композиторы - современники И.С.Баха | Метки , , , , | Добавить комментарий

1. Ноты гитаристу.


Раздел Ноты гитаристу будет содержать произведения для гитары, которые адресованы, в первую очередь, уже состоявшимся исполнителям, умеющим играть не только простые по сложности пьесы, но и «замахивающимся» на серьезные опусы настоящих композиторов.

Но, как известно, замахнуться на миллион у нас многие горазды, а вот как бы не получилась в результате копейка…

Я это тем, кто не знает ни теории, ни нот, ни незаурядного музыкального дарования, чтобы играть на слух с первого раза. Если у вас сразу «не пойдут» размещенные здесь произведения, значит, не мучайте себя, а тем более слушателей, своей несовершенной игрой и лучше поучитесь в разделе Ноты для начинающих гитаристов на более простых примерах, выполняя все рекомендации и оттачивая каждый свой звук, а не по принципу «в общем, пойдет».

Но и в этом разделе буду стараться размещать произведения по уровню сложности, начиная с относительно простых. Вам будет легче ориентироваться в своем мастерстве. Не стоит также забывать, что людей мало самокритичных, способных сказать самим себе: «Стоп! Я что-то делаю не то, нужно на шаг вернуться назад!»

Для вас сейчас один шаг назад — это начать с самого начала, благо, что вы еще недалеко от него.

Первой пьесой в данном разделе будет баховская мелодия из кантаты №208 под названием (один из вариантов) «Овцы могут спокойно пастись» (Sheep May Safely Graze):

Обработка для гитары Баха

Окончание баховской пьесы из кантаты №208

В нотах указан полностью вариант аппликатуры обеих рук. Обозначения вида (а/Р) означает, что данное двузвучие (или аккорд) берется пальцами правой руки: верхний звук безымянным пальцем (а), нижний — большим (Р).

В первых четырех тактах звукоизвлечение — приемом тирандо, далее нужно совмещать тирандо (где мелодия извлекается с басом) с апояндо (одиночные ноты).

Перед разучиванием советую несколько раз прослушать МИДИ ПЬЕСЫ.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика НОТЫ ГИТАРИСТУ | Метки , , , | Добавить комментарий

4. Вы умеете играть легато? Бах — Полонез.


Если вы уже знаете и умеете играть легато на гитаре, то сегодня в нашем музыкальном меню полонез Баха.

Если еще не знаете, что такое «легато» (или забыли, потому что учились в музыкалке «лет сто назад»), то немного намекну, что это за зверь такой…

Легато в широком смысле — связная игра на музыкальном инструменте, когда один звук плавно, без ощущаемого разрыва, переходит в следующий.

На гитаре это осуществляется так: первый звук извлекается пальцем правой руки, а последующие, которые должны звучать связно с первым, извлекаются только пальцами левой руки, а правая рука в этом процессе временно участия не принимает.

А для того, чтобы звуки получались достаточно громкими и не было «провалов» в динамике, пальцам левой руки нужно очень энергично, с размаха, опускаться на струны для их прижатия на нужном звуке.

Легато обозначается дугой между двумя залигованными нотами или между первой нотой и последней в группе таких нот. В нашем произведении легато встречается несколько раз (например, первая доля такта №2).

Полонез - И.С. Бах. Для гитары.

 

окончание полонеза И.С. Баха для гитары

В нотах указана аппликатура обеих рук практически для каждой ноты, поэтому не выдумывайте свою, если вы — начинающий гитарист. Аппликатура — логичная и придерживайтесь ее в процессе разучивания.

Напомню, что аппликатура для левой руки расположена под табулатурой цифрами в кружочке.

Прослушайте МИДИ ПОЛОНЕЗА и начинайте работу над сочинением великого Баха.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Рубрика Двухголосные пьесы | Метки , , , , | Добавить комментарий